Вернуться на главную страницу Вернуться к содержанию

 

КАК РАЗВИВАТЬСЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОЭЗ

Сергей КОЗЛОВ,
доктор политических наук профессор КГУ
Владислав ИВЧЕНКО,
доктор экономических наук профессор КГУ

1. Что происходит с СЭЗ в России?
Со второй половины этого столетия в разных странах мира стало быстро распространяться новое экономическое явление -свободные экономические зоны. Возникновение их обусловливалось различными целями: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение занятости населения, ускоренное развитие депрессивных районов и другое. В общем, как показал опыт создания СЭЗ, их деятельность оказывает положительное влияние на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран.
Уже к 1999 году в более чем семидесяти странах мира было зарегистрировано около полутора тысяч СЭЗ. Прогнозируется, что в 2001 году через систему СЭЗ будет проходить до 15 процентов мирового товарооборота.
Россия, к сожалению, позже многих других стран стала создавать СЭЗ, осознав экономические выгоды этого направления.
В советский период СЭЗ фактически не признавались. И только в 1989 году выходит постановление Совета Министров РСФСР по развитию внешнеэкономической деятельности, где впервые в опытном порядке предлагается создать несколько СЭЗ, именуемых "зонами совместного предпринимательства". В том же году ООН проводит в Москве первый семинар по СЭЗ. Все это породило в стране большие надежды на СЭЗ как на эффективный инструмент развития экономики отдельных регионов в преддверии надвигающегося спада производства и кризиса. На ожиданиях высокой отдачи от СЭЗ сказался положительный опыт в Китае, на Тайване и Южной Корее.
К исходу 1990 года в правительство СССР поступили заявки на создание СЭЗ от 60 регионов и городов страны. Однако сам процесс создания нескольких СЭЗ совпал с распадом СССР и кризисным переходным периодом, что отрицательно сказалось на их развитии.
Первоначально это движение носило стихийный характер и сразу же было политизировано. В предвыборной борьбе за власть идея СЭЗ используется Ельциным Б.Н. как идеология борьбы против центральных органов власти СССР на путях предоставления широких прав регионам России. Раздаются широковещательные обещания создать СЭЗ в 18 регионах страны, что, как выяснилось в дальнейшем, влекло за собой охват зонами 1 млн. кв. километров территории страны с населением 18 млн. человек. Фактически это было экономически не реализуемым делом.
Тем не менее к концу 1992 года в стране насчитывалось уже 11 объявленных СЭЗ различного типа. Среди них первым были утверждены правительством РСФСР в 1990-1991 гг. СЭЗ в Находке и Калининграде площадью 4,6 тыс. кв. км и 15 тыс. кв. километров. В дальнейшем, в результате пассивности сменяющих друг друга правительств РФ и законодательного вакуума (отсутствия закона о СЭЗ), работа по формированию большинства из 11 зон затормозилась. Только в Калининграде и Находке благодаря активности и настойчивости местных властей и поддержке Госдумы деятельность по созданию СЭЗ продвигалась, хотя и с большими трудностями.
2.Периодические кризисы СЗЗ
Периодические кризисы СЭЗ были обусловлены как инфляционными явлениями в экономике страны, так и частой сменой правительств. Каждое из них, вступая в права, усматривало в СЭЗ некую "таможенную дыру" и резерв для бюджета за счет отмены льгот. Как правило, эти правительства в дальнейшем разбирались с сутью вопроса и отступали. Но развитие СЭЗ при таких поворотах тормозилось и, самое главное, дискредитировалось в глазах иностранных инвесторов.
Недавно и мы, калининградцы, встретились с очередным "накатом" по отмене льгот ОЭЗ "Янтарь" при формировании в Госдуме бюджета страны на 2000 год. Комитет по бюджету Госдумы заявил, что отмена этих льгот "пока" якобы нецелесообразна. Авторы в следующей публикации более подробно рассмотрят проблемы и пути развития нашей ОЭЗ.
Наиболее сильный удар СЭЗ получили в марте 1995 года от Указа президента РФ об отмене всех льгот. Этот указ нанес значительный ущерб населению и экономике нашей области и Находке. Осознав негативные последствия президентского Указа, правительство пошло навстречу региональным властям, чтобы вывести ситуацию из тупика.
СЭЗ "Янтарь" в 1996 году в законодательном порядке реорганизуется в особую экономическую зону (ОЭЗ), по своему содержанию приближенную к европейским зонам льготного налогообложения. Эта форма СЭЗ сыграла и продолжает играть положительную роль для экономики нашей области.
СЭЗ в Находке за последние годы в явочном порядке свелась к формированию российско-корейского индустриального комплекса (типа технопарка) на площади 330 га, где размещены около 70 производств по сборке сложной бытовой техники из комплектующих изделий южнокорейского производства с последующей ее продажей на российских рынках. Проектом предусмотрено замещение корейских изделий продукцией российского производства.
В развитии СЭЗ "Янтарь" в 1991-1996 гг. положительную роль сыграла областная администрация Ю.С. Маточкина, сумевшая создать, сохранить и преобразить СЭЗ в ОЭЗ. Сменившая ее администрация во главе с Л.П. Горбенко сумела разработать и утвердить в правительстве РФ "федеральную целевую программу развития ОЭЗ в Калининградской области на 1993-2005 гг.", основывающуюся на принципе выделения и развития очагов экономического роста. К сожалению, августовский кризис 1998 года затормозил ее выполнение.
3. Позиция правительства РФ по развитию СЭЗ
Необходимо прежде всего отметить, что с приходом к власти правительства РФ во главе с Е.М. Примаковым, нынешним лидером движения "Отечество - Вся Россия", и крупнейшим экономистом - международником, в конце 1998 - начале 1999 годов наметился ощутимый поворот к реальной поддержке создания СЭЗ в России. В это время ускорился процесс подготовки в Госдуме закона об ОЭЗ, что крайне важно. В целях поддержки развития проблемных окраинных регионов России начинают разрабатываться новые проекты ОЭЗ, опираясь на опыт Калининграда. Правительством Е.М. Примакова стимулируется подготовка в конце 1998 - начале 1999 гг. проектов законов ОЭЗ для Курил и Магаданской области. В этих проектах, учитывая калининградский опыт и его отличия, появились статьи льгот и преференция прямого действия, что значительно повышает результативность таких законов. А в них наряду с таможенными льготами предусматривается активизация внутренних ресурсов регионов в интересах развития ОЭЗ: использование платы за природные ресурсы, ускоренная амортизация основных фондов и нематериальных ресурсов и другое.
Последующие правительства РФ - В. Степашина и В. Путина - несколько ослабили внимание к этой проблеме в связи с событиями на Кавказе.
Накопленный опыт свидетельствует, что, несмотря на все трудности и недостатки, ОЭЗ обладает большим потенциалом для развития экономики Калининградской области. При этом необходимо прежде всего: сохранить льготы ОЭЗ, поднять уровень управляемости хозяйства области и усилить механизм государственного регулирования развития ОЭЗ. Особое место в данной деятельности должны занять мероприятия по масштабному созданию новых рабочих мест. В этом отношении просматривается приоритетное направление - восстановление и развитие приморского хозяйственного комплекса (рыбопромыслового и морского транспортного флота и береговой инфраструктуры) в тесной кооперации с морехозяйственным и промышленным комплексом Санкт-Петербурга. Это, как убеждает нас анализ, наиболее перспективный путь повышения занятости населения и подъема экономики области в условиях ее эксклавного положения.
4.0собая экономическая зона в Калининградской области -шаг вперед для других…
Создание Особой экономической зоны (ОЭЗ) в 1996 году в Калининградской области явилось положительным шагом в дальнейшем развитии отечественных СЭЗ.
Главное отличие Закона РФ об ОЭЗ "Янтарь" от ранее утвержденных СЭЗ состоит в том, что его центр тяжести перенесен на льготы в сфере таможенного регулирования - ближе к деятельности, способствующей промышленному развитию области. Стержнем формирования зоны служит разработанная в 1997 году реалистичная и до настоящего времени актуальная Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в нашей области.
За прошедшие годы наряду с положительными сторонами СЭЗ и ОЭЗ проявились и негативные моменты, тормозящие поступательное развитие зоны. Это отсутствие до настоящего времени общероссийского законодательства по СЭЗ, слабое развитие инфраструктуры зон (энергетики, коммуникаций и др.), сложная криминогенная обстановка, слабые залоговые гарантии для иностранных инвесторов. Негативное значение имеет и то, что Договор о разграничении полномочий между федеральными властями и областью по своему статусу и содержанию отстает от требований ОЭЗ.
Интересно отметить, что положительное влияние СЭЗ наглядно проявилось в следующем факте. В марте 1995г. указом президента РФ были отменены льготы СЭЗ. Правительственные чиновники считали, что сумма льгот СЭЗ, достигавшая в то время сотни миллиардов рублей в год (в номинации тех лет), при отмене льгот должна была бы пойти в бюджет. Но на практике проявилась обратная картина. В бюджет не поступило ни рубля из этих "потенциальных" средств, и более того, государство недополучило еще несколько сот миллиардов рублей. Правительство РФ вынуждено было пойти на создание ОЭЗ.
После августовского кризиса прошлого года новое правительство Е.М. Примакова в поисках путей экономической поддержки депрессивных окраинных регионов обратило внимание на идею ОЭЗ. К тому времени на основе анализа, сделанного Минэкономикой РФ, стало очевидно, что калининградский эксклав по своему экономическому положению не является чем-то уникальным в стране. Он имеет сходные условия с такими проблемными регионами, как Камчатка, Сахалин, Курилы. Приморье, Северная Осетия и др. К этим условиям относятся значительная удаленность регионов от промышленно развитых районов страны, высокие транспортные расходы, слабая топливно-энергетическая база, сильное внешнеэкономическое воздействие от сопредельных государств. Поэтому опыт Калининградской ОЭЗ был взят за основу. По указанию правительства Примакова Е.М. в конце 1998 начале 1999 годов осуществляется разработка двух проектов законов ОЭЗ - для Курильских островов и Магаданской области.
Чем же они отличаются от Калининградской ОЭЗ?
Во-первых, статьи по льготам и источникам финансирования в этих законах имеют прямое действие в отличие от нашего закона, где требуются разработка и мучительное согласование различных подзаконных актов.
Во-вторых, там достаточно четко сказано об организации управления зоной с участием федеральных властей. Так например, по ОЭЗ "Курилы" оговорено, что одним из источников финансирования развития зоны служит плата за природные ресурсы. И тут же конкретно определяются размеры отчислений в фонд развития зоны: 25% платы от вылова крабов, 70 % платы от вылова лососевых и т.д. В этом случае не требуется никаких подзаконных актов. В проекте хорошо прописана и система управления ОЭЗ.
5.Взгдяд на пути развития 0Э3
Из сказанного видно, что Закон РФ об ОЭЗ в нашей области по своему содержанию все больше отстает вновь создаваемых особых экономических зон в стране. Естественно, возникает вопрос: а какие же пути развития ОЭЗ просматриваются в целом по России и в нашей области?
Прежде всего надо отметить тот настораживающий факт, что первые три ОЭЗ, создаваемые по стране, уже имеют существенные экономико-правовые различия. Это говорит о несовершенстве самого процесса. Депутатам нового состава Госдумы предстоит разработать рамочный общероссийский Закон об ОЭЗ, который бы воплотил весь положительный отечественный опыт таких зон. Тогда и Калининградскую ОЭЗ, особенно ее "отстающие" позиции, можно было бы "подтянуть" до уровня этого рамочного закона.
Другой проблемой, требующей законодательного решения, является необходимость повышения уровня административной и экономической самостоятельности региональных органов власти. Об этом много пишут и спорят. Выдвигаются самые разнообразные предложения. В ряде случаев они носят конъюнктурный и даже завуалированный, сепаратистский характер
Анализ опыта и предложений по решению этой задачи приводит к выводу: нужно пересмотреть Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и властями области в сторону тесной его увязки с Законом РФ об ОЭЗ и передачи регионам новых полномочий. При этом статус Договора обязательно должен быть поднят до уровня Закона РФ.
Анализ свидетельствует, что в развитии Калининградской ОЭЗ на среднесрочную перспективу на первое место выступают мероприятия: обязательно сохранить существующие льготы зоны, реорганизовать и сформировать эффективную систему управления ОЭЗ, создать региональную корпорацию экономического развития (РКЭР) ОЭЗ, активизировать реализацию Федеральной целевой программы. В последней целесообразно несколько изменить инвестиционную политику и сместить приоритеты в сторону установления широких кооперированных хозяйственных связей с Санкт-Петербургом и другими регионами России. Поскольку Калининграду вряд ли "грозят" в ближайшие 5-6 лет какие-либо крупные иностранные инвестиции.
В ближайшие годы у России открываются большие потребности и перспективы в развитии хозяйственной морской деятельности на Северо - Западе. И мы должны вовремя занять в ней свою нишу, не уступить свое место прибалтийским республикам. Промышленность области исторически на 45-48% ориентирована на приморскую хозяйственную деятельность. Ее активизация на основе кооперации с портово-промышленным комплексом Санкт-Петербурга и на основе льгот ОЭЗ даст возможность привлечь российские инвестиции и заказы и в кратчайшие сроки создать в нашем регионе тысячи новых рабочих мест. Экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами усилит, на наш взгляд, ее позиции в органах государственной власти России, облегчит решение многих насущных проблем региона.
В заключение можно с уверенностью сказать, что одна из главных задач депутатов будущей Госдумы - обеспечить законодательную основу успешного развития СЭЗ, придав им новый импульс на пироге двадцать первого столетия.